Требования к ТС при проведении техосмотра

Параметры и требования,

предъевляемые к транспортным средствам

при проведении технического осмотра.

 

1. Требования к тормозным системам

1.1. Требования к АБС (при наличии):

1.1.1. Должны отсутствовать видимые повреждения, ненадежное крепление, отсоединение элементов АБС.

1.1.2. С целью мониторинга рабочего состояния АБС должна быть установлена сигнальная лампа, которая должна:

1.1.2.1. Находиться в рабочем состоянии;

1.1.2.2. Быть надежно закреплена;

1.1.2.3. Быть видима при дневном освещении и в темное время суток с рабочего места водителя;

1.1.2.4. Иметь соответствующую понятную маркировку в виде надписи или пиктограммы;

1.1.2.5. Включаться при активации АБС после включения зажигания и отключаться не позже, чем когда скорость транспортного средства достигнет 10 км/ч.

1.2. Рабочая тормозная система транспортного средства должна обеспечивать выполнение нормативов эффективности торможения на стендах либо в дорожных условиях.

1.3. В дорожных условиях при торможении рабочей тормозной системой с начальной скоростью торможения 40 км/ч транспортное средство не должно ни одной своей частью выходить из нормативного коридора движения шириной 3 м.

1.4. При проверках на стендах допускается относительная разность тормозных сил колес оси (в процентах от наибольшего значения) для осей транспортного средства с дисковыми колесными тормозными механизмами не более 20 процентов и для осей с барабанными колесными тормозными механизмами не более 25 процентов.

1.5. Рабочая тормозная система автопоездов с пневматическим тормозным приводом в режиме аварийного (автоматического) торможения должна быть работоспособна.

1.6. Стояночная тормозная система считается работоспособной в том случае, если при приведении ее в действие достигается:

1.6.1. Для транспортного средства с технически допустимой максимальной массой:

1.6.1.1. Или значение удельной тормозной силы не менее 0,16;

1.6.1.2. Или неподвижное состояние транспортного средства на опорной поверхности с уклоном 16 ±1%.

1.7. Допускается падение давления воздуха в пневматическом или пневмогидравлическом тормозном приводе при неработающем двигателе не более чем на 0,05 МПа в течение:

1.7.1. 30 мин при выключенном положении органа управления тормозной системы;

1.7.2. 15 мин после полного приведения в действие органа управления тормозной системы.

1.8. Утечки сжатого воздуха из колесных тормозных камер не допускаются.

1.9. Не допускаются:

1.9.1. Подтекания тормозной жидкости, нарушения герметичности трубопроводов или соединений в гидравлическом тормозном приводе;

1.9.2. Коррозия, грозящая потерей герметичности или разрушением;

1.9.3. Механические повреждения тормозных трубопроводов;

1.9.4. Наличие деталей с трещинами или остаточной деформацией в тормозном приводе.

1.10. Средства сигнализации и контроля тормозных систем, манометры пневматического и пневмогидравлического тормозного привода, устройство фиксации органа управления стояночной тормозной системы должны быть работоспособны.

1.11. Гибкие тормозные шланги, передающие давление сжатого воздуха или тормозной жидкости колесным тормозным механизмам, должны соединяться друг с другом без дополнительных переходных элементов. Расположение и длина гибких тормозных шлангов должны обеспечивать герметичность соединений с учетом максимальных деформаций упругих элементов подвески и углов поворота колес транспортного средства. Набухание шлангов под давлением, трещины и наличие на них видимых мест перетирания не допускаются.

2. Требования к рулевому управлению

2.1. Суммарный люфт в рулевом управлении не должен превышать предельных значений, установленных изготовителем в эксплуатационной документации, или при отсутствии данных, установленных изготовителем, следующих предельных значений:

2.1.1.  Транспортные  средства  категории  M1  и созданные на базе их агрегатов транспортные средства категорий M2 , N1  и N2  - 10°;

2.1.2. Транспортные средства категорий M2  и M3 - 20°;

2.1.3. Транспортные средства категорий N - 25°.

2.2. Изменение усилия при повороте рулевого колеса должно быть плавным во всем диапазоне угла его поворота. Неработоспособность усилителя рулевого управления транспортного средства (при его наличии на транспортном средстве) не допускается.

2.3. Повреждения и отсутствие деталей крепления рулевой колонки и картера рулевого механизма, а также повышение подвижности деталей рулевого привода относительно друг друга или кузова (рамы), не предусмотренное изготовителем транспортного средства (в эксплуатационной документации), не допускаются. Резьбовые соединения должны быть затянуты и зафиксированы способом, предусмотренным изготовителем транспортного средства. Люфт в соединениях рычагов поворотных цапф и шарнирах рулевых тяг не допускается. Устройство фиксации положения рулевой колонки с регулируемым положением рулевого колеса должно быть работоспособно.

2.4. Применение в рулевом механизме и рулевом приводе деталей со следами остаточной деформации, с трещинами и другими дефектами не допускается.

2.5. Уровень рабочей жидкости в резервуаре усилителя рулевого управления должен соответствовать требованиям, установленным изготовителем транспортного средства в эксплуатационной документации. Подтекание рабочей жидкости в гидросистеме усилителя не допускается.

 

3. Требования к внешним световым приборам

и светоотражающей маркировке

3.1. Разрушения и трещины рассеивателей световых приборов и установка дополнительных по отношению к конструкции светового прибора оптических элементов (в том числе бесцветных или окрашенных оптических деталей и пленок) не допускаются.

3.2. На транспортном средстве не должны устанавливаться фары ближнего света, предназначенные для дорог с левосторонним движением.

3.3. Фары ближнего света, источник света которых представляет собой газоразрядную лампу, должны быть оснащены устройством фароочистки и работоспособным автоматическим корректирующим устройством регулировки угла наклона.

3.4. Внутри светоотражающего устройства треугольной формы не должно быть никаких огней.

3.5. На транспортных средствах, фары которых снабжены корректирующим устройством, должны быть отрегулированы при нулевом положении корректора фар.

Геометрические показатели расположения светотеневой границы пучка ближнего света фар на матовом экране в зависимости от высоты установки фар и расстояния до экрана

Номинальный угол наклона

Расстояние от оптического

центра фары до плоскости рабочей площадки H, мм                            Номинальный угол наклона светового                             Расстояние R от проекции оптического центра до светотеневой границы

                                                                                                                                                                                                    фары на экране, удаленном на 10 м, мм

                         пучка фары в вертикальной плоскости альфа

                                                                  угл. мин.                             Процентов.

                                       

До 600                                         34                                1,00                           100

От 600 до 700                             45                                1,30                           130

От 700 до 800                             52                                1,50                           150         

От 800 до 900                             60                                1,76                           176

От 900 до 1000                           69                                2,00                           200                            

От 1000 до 1200                         75                                2,20                           220

От 1200 до 1500                        100                               2,90                           290

 

 

 

 

 

Рисунок 1а. Схема расположения транспортного средства на посту проверки света фар, форма светотеневой границы и размещение контрольных точек на экране для режима "ближний свет" с наклонным правым участком светотеневой границы.

Рисунок 1б. Схема расположения транспортного средства на посту проверки света фар, форма светотеневой границы и размещение контрольных точек на экране: для режима "ближний свет" с ломаным правым участком светотеневой границы;

Противотуманные фары (тип B) должны быть отрегулированы так, чтобы плоскость, содержащая светотеневую границу пучка, была расположена, как указано на рисунке 1в. При этом светотеневая граница пучка противотуманной фары должна быть параллельна плоскости рабочей площадки, на которой установлено транспортное средство.

Рисунок 1в. Схема расположения транспортного средства на посту проверки света фар, форма светотеневой границы и размещение контрольных точек на экране для противотуманных фар.

1 - ось отсчета; 2 - горизонтальная (левая) часть светотеневой границы; 3 - наклонная (правая) часть светотеневой границы; 4 - вертикальная плоскость, проходящая через ось отсчета; 5 - плоскость, параллельная плоскости рабочей площадки, на которой установлено транспортное средство; 6 - плоскость матового экрана; альфа - угол наклона светового пучка к горизонтальной плоскости; L - расстояние от оптического центра фары до экрана;7 - положение контрольной точки для измерения силы света в направлении оси отсчета светового прибора; 8 - положение контрольной точки для измерения силы света в режиме "ближний свет" в направлении линии, расположенной в одной вертикальной плоскости с оптической осью прибора для проверки и регулировки фар, и направленной под углом 52' ниже горизонтальной части светотеневой границы светового пучка ближнего света;9 - положение контрольной точки для измерения силы света противотуманных фар в направлении 3° вверх; 10, 11 - координаты точек для измерения положения светотеневой границы в вертикальной плоскости; R - расстояние по экрану от проекции оптического центра фары до положения горизонтальной (левой) части светотеневой границы; K - расстояние по экрану от проекции оптического центра фары до положения светотеневой границы пучка света противотуманной фары;H - расстояние от проекции оптического центра фары до плоскости рабочей площадки; U, S - координаты точек измерения положения светотеневой границы в горизонтальной и вертикальной плоскостях соответственно (значения U <= 600 мм; S = 174,5 мм)

3.6. Изменение мест расположения и демонтаж предусмотренных эксплуатационной документацией транспортного средства фар, сигнальных фонарей, световозвращателей и контурной маркировки не допускается.

3.7. На транспортных средствах, снятых с производства, допускается замена внешних световых приборов на используемые на транспортных средствах других типов.

4. Требования к стеклоочистителям и стеклоомывателям

4.1. Стеклоочистители и стеклоомыватели должны быть в количестве, предусмотренном конструкцией, и работоспособны.

5. Требования к шинам и колесам

5.1. Транспортные средства должны быть укомплектованы шинами в соответствии с требованиями изготовителя согласно эксплуатационной документации изготовителя транспортных средств.

5.2. Высота рисунка протектора шин должна быть не менее:

5.2.1. Для транспортных средств категорий L - 0,8 мм;

5.2.2. Для транспортных средств категории M1 - 1,6 мм;

5.2.3. Для транспортных средств категорий N и O - 1,0 мм;

5.2.4. Для транспортных средств категорий M2 и M3 - 2,0 мм;

5.2.5. Для прицепов (полуприцепов) - та же, что и для тягачей, с которыми они работают.

5.2.6. Для зимних шин, а также шин, маркированных знаком "M+S" - 4,0 мм.

5.3. Шина считается непригодной к эксплуатации при:

5.3.1. Наличии участка беговой дорожки, на котором высота рисунка протектора по всей длине меньше указанной в пункте 5.2.

5.3.2. Появлении одного индикатора износа при равномерном износе или двух индикаторов в каждом из двух сечений при неравномерном износе беговой дорожки;

5.3.3. Замене золотников заглушками, пробками и другими приспособлениями;

5.3.4. Местных повреждениях шин (пробои, вздутия, сквозные и несквозные порезы), которые обнажают корд, а также местных отслоениях протектора.

5.4. Не допускаются:

5.4.1. Отсутствие хотя бы одного болта или гайки крепления дисков и ободьев колес;

5.4.2. Наличие трещин на дисках и ободьях колес, следов их устранения сваркой;

5.4.3. Видимые нарушения формы и размеров крепежных отверстий в дисках колес;

5.4.4. Установка на одну ось транспортного средства шин разных размеров, конструкций (радиальной, диагональной, камерной, бескамерной), моделей, с разными рисунками протектора, морозостойких и неморозостойких, новых и восстановленных, новых и с углубленным рисунком протектора.

6. Требования к двигателю и его системам

6.1. Подтекания и каплепадение топлива в системе питания бензиновых и дизельных двигателей не допускаются.

6.2. Запорные устройства топливных баков и устройства перекрытия топлива должны быть работоспособны. Крышки топливных баков должны фиксироваться в закрытом положении, повреждения уплотняющих элементов крышек не допускаются.

6.3. Система питания транспортных средств, предназначенная для работы на компримированном природном газе, сжиженном природном газе и сжиженном углеводородном газе, должна быть герметична. У транспортных средств, оснащенных такой системой питания, на наружной поверхности газовых баллонов должны быть нанесены их паспортные данные, в том числе дата действующего последующего освидетельствования.

7. Требования к прочим элементам конструкции

7.1. Транспортное средство должно быть укомплектовано обеспечивающими поля обзора зеркалами заднего вида. При отсутствии возможности обзора через задние стекла легковых автомобилей, необходима установка наружных зеркал заднего вида с обеих сторон.

7.2. Не допускается наличие дополнительных предметов или покрытий, ограничивающих обзорность с места водителя (за исключением зеркал заднего вида, деталей стеклоочистителей, наружных и нанесенных или встроенных в стекла радиоантенн, нагревательных элементов устройств размораживания и осушения ветрового стекла).

В верхней части ветрового стекла допускается крепление полосы прозрачной цветной пленки шириной не более 140 мм, а на транспортных средствах категорий M3, N2, N3 - шириной, не превышающей минимального расстояния между верхним краем ветрового стекла и верхней границей зоны его очистки стеклоочистителем.

На боковых и задних окнах транспортных средств категории M3 класса III допускается наличие занавесок.

7.3. Светопропускание ветрового стекла, передних боковых стекол и стекол передних дверей (при наличии), в том числе, покрытых прозрачными цветными пленками, должно составлять не менее 70 процентов.

7.4. Наличие трещин на ветровых стеклах транспортных средств в зоне очистки стеклоочистителем половины стекла, расположенной со стороны водителя, не допускается.

7.5. Замки дверей кузова или кабины, запоры бортов грузовой платформы, запоры горловин цистерн, механизмы регулировки и фиксирующие устройства сидений водителя и пассажиров, устройство обогрева и обдува ветрового стекла, предусмотренное изготовителем транспортного средства противоугонное устройство, аварийный выключатель дверей и сигнал требования остановки на автобусе, аварийные выходы автобуса и устройства приведения их в действие, приборы внутреннего освещения салона автобуса, привод управления дверями и сигнализация их работы должны быть работоспособны.

7.6. Замки боковых навесных дверей транспортного средства должны фиксироваться в двух положениях запирания: промежуточном и окончательном.

7.7. Транспортное средство должно быть укомплектовано звуковым сигнальным прибором в рабочем состоянии. Звуковой сигнальный прибор должен при приведении в действие органа его управления издавать непрерывный и монотонный звук, акустический спектр которого не должен претерпевать значительных изменений.

7.8. Аварийные выходы в автобусах должны быть обозначены и иметь таблички по правилам их использования. Должен быть обеспечен свободный доступ к аварийным выходам.

7.9. Средства измерения скорости (спидометры) и пройденного пути должны быть работоспособны. 7.10. Ослабление затяжки болтовых соединений и разрушения деталей подвески и карданной передачи транспортного средства не допускаются.

7.10. На транспортных средствах категорий N2, N3 (за исключением седельных тягачей), O3 и O4 должны быть установлены задние и боковые защитные устройства, позволяющие исключить попадание легкового автомобиля под транспортное средство в случае дорожно-транспортного происшествия.

Допускается отсутствие задних защитных устройств на транспортных средствах, конструктивные особенности которых не позволяют выполнить установку соответствующих устройств.

7.11. Деформации вследствие повреждений или изменения конструкции передних и задних бамперов транспортных средств категорий M и N, при которых радиус кривизны выступающих наружу частей бампера (за исключением деталей, изготовленных из неметаллических эластичных материалов) менее 5 мм, не допускаются.

7.12. Видимые разрушения, короткие замыкания и следы пробоя изоляции электрических проводов не допускаются.

7.13. Замок седельно-сцепного устройства седельных автомобилей-тягачей должен после сцепки закрываться автоматически. Ручная и автоматическая блокировки седельно-сцепного устройства должны предотвращать самопроизвольное расцепление тягача и полуприцепа. Деформации, разрывы, трещины и другие видимые повреждения сцепного шкворня, гнезда шкворня, опорной плиты, тягового крюка, шара тягово-сцепного устройства, трещины, разрушения, в том числе, местные, или отсутствие деталей сцепных устройств и их крепления не допускаются.

7.14. Одноосные прицепы (за исключением роспусков) и прицепы, не оборудованные рабочей тормозной системой, должны быть оборудованы предохранительными приспособлениями (цепями, тросами), которые должны быть работоспособны.

7.15. Установленные на транспортных средствах ремни безопасности не должны иметь следующих дефектов:

7.15.1. Надрыв на лямке, видимый невооруженным глазом;

7.15.2. Замок не фиксирует "язык" лямки или не выбрасывает его после нажатия на кнопку замыкающего устройства;

7.15.3. Лямка не вытягивается или не втягивается во втягивающее устройство (катушку);

7.15.4. При резком вытягивании лямки ремня не обеспечивается прекращение (блокирование) ее вытягивания из втягивающего устройства (катушки).

7.16. Установка подушек безопасности, не предусмотренных эксплуатационной документацией транспортного средства, не допускается.

7.17. Поручни в автобусах, запасное колесо, аккумуляторные батареи, сиденья, а также огнетушители и медицинская аптечка на транспортных средствах, оборудованных приспособлениями для их крепления, должны быть надежно закреплены в местах, предусмотренных конструкцией транспортного средства.

7.18. На транспортных средствах, оборудованных механизмами продольной регулировки положения подушки и угла наклона спинки сиденья или механизмом перемещения сиденья (для посадки и высадки пассажиров), указанные механизмы должны быть работоспособны. После прекращения регулирования или пользования эти механизмы должны автоматически блокироваться.

7.19. Держатель запасного колеса, лебедка и механизм подъема-опускания запасного колеса должны быть работоспособны. Храповое устройство лебедки должно четко фиксировать барабан с крепежным канатом.

7.20. Каплепадение, повторяющееся с интервалом более 20 капель в минуту, масел и рабочих жидкостей из двигателя, коробки передач, бортовых редукторов, заднего моста, сцепления, аккумуляторной батареи, систем охлаждения и кондиционирования воздуха и дополнительно устанавливаемых на транспортных средствах гидравлических устройств не допускается.

7.21. На мотоциклах должны быть предусмотренные конструкцией дуги безопасности.

7.22. На мотоциклах и мопедах должны быть предусмотренные конструкцией подножки, поперечные рукоятки для пассажиров на седле.

7.23. Запрещается установка на транспортные средства категорий М и N конструкций, выступающих вперед относительно линии бампера, соответствующей внешнему контуру проекции транспортного средства на горизонтальную плоскость опорной поверхности, изготавливаемых из стали или других материалов с аналогичными прочностными характеристиками. Данное требование не распространяется на металлические решетки массой менее 0,5 кг, предназначенные для защиты только фар, а также государственный регистрационный знак и элементы его крепления 

8. Электрическое оборудование

Не допускаются следующие неисправности:

8.1. Нарушена работа тяговых двигателей, вспомогательных электрических машин, пускорегулирующей и защитной аппаратуры, вспомогательных цепей, аккумуляторной батареи.

8.2. Отсутствуют пломбы ограничительных аппаратов защиты.

8.3. Не работают контрольно-измерительные приборы;

8.4. Заедает пусковая педаль.

8.5. Ток утечки превышает 3 мА.